Добро пожаловать на сайт любителей и энтузиастов автомобильного звука. Сегодня Бас Клуб является одним из наиболее быстро развивающихся информационных ресурсов по автозвуку, целью которого является популяризация автозвука, а также объединение единомышленников для обмена опытом и знаниями.

Главная Форум по Автозвуку Фото Аудио Контакты

Сабвуфер Kicker SoloX S18X1

Раздел: Обзор аппаратуры

kicker solox-18Все, приплыли. Прецедент создан. Впервые у нас в тесте оказывается компонент, который в одиночку переместить с места на место практически нельзя. Если не тащить волоком, что не совсем тактично по отношению к изделию стоимостью полторы тысячи «зелеными».

KICKER SoloX – ЭТО НЕ ПРОСТО результат масштабирования известных уже квадратных «Солобариков». Оставив в названии модели только «соло», без «барика», Stillwater Designs недвусмысленно указала на уникальный характер своего последнего произведения.

Уникален не только размер. Калибр 18 дюймов нечаст и сам по себе, а при «пересчете по курсу» с квадрата на привычный круг получается, что S18X1 имеет площадь диффузора, эквивалентную обычному сабвуферу калибра 22 дюйма. Такая площадь, это нетрудно посчитать, наблюдается у пяти 10-дюймовых головок, работающих одновременно, или у трех с половиной «двенашек». Это если они не длинноходовые, у которых площадь диффузора меньше. А SoloX притом еще и длинноходовый, в этом у одного большого диффузора преимущество перед несколькими маленькими.

kicker solox kicker solox

Впрочем, размер – самое обыденное в этой конструкции. Уникальной ее делает устройство всех узлов и их ансамбля в целом. Начнем с того, что у SoloX две корзины, вставленные одна в другую. Внешняя – литая, на ней закреплен магнит, и именно благодаря (или по их вине?) этим двум деталям масса готового изделия оказалась равной 48 кг (с упаковкой и причиндалами – около 60, еще раз спасибо всем сотрудникам редакции, принявшим участие в тестировании на этапе переноски). Вторая корзина носит название SPAIR (Simple Pull Apart Insertable Replacement). Так решили в Stillwaters задачу замены диффузора, ежели вдруг. Конструкции со сменными диффузорами, в сборе со звуковыми катушками, естественно, существуют, но там приходится отворачивать диффузор с гофром сверху, центрирующую шайбу снизу, узел крепления проводов, в общем – целое дело. SPAIR – это действительно simple. Внутренняя легкая штампованная корзина – основа для крепления всех узлов подвижной системы. К верхнему краю крепится гофр диффузора, нижний этаж – счетверенная, как зенитный пулемет, центрирующая шайба, здесь же – выводы двух звуковых катушек. После того как отданы крепежные шпильки по периферии (много, правда, двенадцать штук), внутренняя корзина с диффузором и всеми потрохами вынимается одним движением. Обратным движением она ставится на место, причем обычно больной вопрос центровки катушки при сборке инженеры Stillwaters решили элегантно: весь съемный узел центруется по точно обработанному выступу на фланце, ничего центровать не надо, все встает на место с ювелирной точностью.

kicker solox-18kicker solox-18

При снятом узле, называемом в описании BAM (Basket & Motor Assembly), а мы его снимали-надевали на бис неоднократно, открывается зрелище мистическое. На полюсном наконечнике магнитной системы живет нечто алюминиевое, явно внеземных форм. Это – еще одна придумка неугомонных оклахомцев. Узел охлаждения привода динамика с фирменным названием ARCTIC (Aluminum Rapid Cooling и так далее, аббревиатуры американцы подбирать умеют). «Арктический» радиатор венчает полюсный наконечник, в котором сделаны продольные щели, так что воздух внутри зазора, потревоженный движением звуковой катушки, завихряется до неприличия и интенсивно отдает тепло всему, что ему попадется. ARCTIC попадается первым, тепло это забирает быстро, в силу высокой теплопроводности, а при кратковременной работе, как на SPL, например, служит тепловым аккумулятором, принимая на себя первый тепловой удар.

kicker solox-18

Диффузор SoloX, как и следовало ожидать – целая конструкция «инженерной системы» и состоит из трех крупных силовых элементов, не считая мелочей. Внешняя вогнутая мембрана, по всей площади усиленная ребрами, изготовлена из традиционного для Kicker полипропилена со слюдой внутри и титановым покрытием снаружи. Между мембраной и звуковой катушкой установлен конический переходник, благодаря которому усилия от катушки передаются на больший радиус диффузора, все это дополнено внешним усиливающим куполом, что в результате порождает замкнутую конструкцию с такой структурной жесткостью, что обсуждать ее в приличном обществе неудобно.

Фирменный гофр заимствован у квадратных «Солобариков», у нас уже не однажды был шанс убедиться, что его причудливая форма с ребрами на углах рождена не в отделе дизайна и развода, а в департаменте проектирования и испытаний – настолько линейно движение диффузора «Солобариков» квадратного поколения, измерения это бесстрастно и неукоснительно подтверждали. У SoloX в этот узел внесено одно изменение, необходимое при таких размерах диффузора – кольцевое ребро жесткости, скрытое под гофром.

В числе причиндалов, прилагаемых к SoloX и доводящих немалое нетто до совсем уже неподъемного брутто, находится и стальная рамка 5-миллиметрой толщины с отверстиями с дюймовой резьбой под крепежные шпильки – такова технология установки SoloX в ящик. Головку таких габаритов, как нетрудно понять, приворачивать саморезами не станет даже самый отъявленный халтурщик или конченый идиот, да это и не невозможно: крепежные шпильки нужны и для того, чтобы стягивать внешнюю корзину с магнитом и внутреннюю с диффузором. Поэтому делается так: внутрь ящика вставляется стальная рамка, что возможно лишь при квадратном динамике, закрепляется на ящике прилагаемыми технологическими зажимами, потом в ящик сажается (вдвоем! См. инструкцию) корзина с магнитом, со страшной силой заворачиваются шпильки и только после этого надевается и крепится диффузор. Зато уж более надежного крепления и представить себе невозможно.

Состоящее из более чем тридцати страниц формата А4 описание к SoloX содержит, разумеется, исчерпывающий набор характеристик, подробное описание вариантов акустического оформления с размерами и чуть ли не рабочими чертежами, указания по монтажу, сборке и разборке и даже фирменные хохмы, последняя страница, обычно озаглавленная «для заметок», здесь разбита на три раздела: «Телефоны девчонок», «Где можно поживиться на халяву» и «Кто мне должен денег». В общем – увлекательное чтение. В его серьезной части есть указания, как проводить разминку динамика. Рекомендуется мощность 100 Вт, частота 25 Гц, продолжительность сформулирована как overnight. Каемся, оставить это чудовище включенным на ночь в пустом помещении редакции не отважились, чтобы не перепугать обитателей здания. Вместо этого подведенную мощность увеличили до 200 Вт RMS, а продолжительность сократили с 11 до 18, и тогда начали измерения.

Результаты, однако, легли с заводскими параметрами очень кучно, это и не удивительно, для такого изделия вопрос о разбросе параметров головок из разных партий не стоит, партия, как у нас когда-то, одна, S18X1 вагонами не производится, надо думать.

Чуть выше у нас получилась резонансная частота, но, как потом показали расчеты, расхождения в итоговых АЧХ при замене «наших» цифр «не нашими» минимально.

Цифры, что те, что эти, впечатляют. Масса подвижной системы оказалась равной 800 граммам (столько весит хороший 5-дюймовый мидбас), тем не менее, звуковое давление, заявленное изготовителями, должно составить 89,7 дБ/Вт. По нашим измерениям вышло еще больше (редкий случай): 91,2. Силовой фактор B x L, по расчетам, достиг уникального показателя 38,7 Т м (заявленное значение 40). Эквивалентный объем, как мы и ожидали, изрядный, почти 180 литров, но на деле это не так и много, в мартовском тесте 15-дюймовых головок почти у половины Vas был больше 200 литров, а у тезки нынешнего героя, Kicker Comp VR – так и вообще под четыреста. При этом резонансная частота и Qts очень низкие, так что перспективы вменяемого оформления для динамика с невменяемыми размерами выглядели реалистично.

Изготовители рекомендуют для S18X1 семь основных вариантов оформления. Четыре из них – это закрытые ящики объемом 3, 6, 9 и 12 кубических футов. На графике эти же объемы даны в литрах. Тут все ясно: уже минимальный рекомендуемый объем 84 литра – это нормальная музыкальная АЧХ, более чем осмысленная, если учесть, что наши измерения подтвердили филармонические способности кикеровских «квадратов». Нелинейные искажения в среднем не превысили 2,1% при звуковом давлении 96 дБ на 1 м и даже на частоте 31,5 Гц составили всего 3,1%. У большинства сабвуферов там уже начинается беда из-за роста амплитуды колебаний диффузора.

Фазоинверторов рекомендуется три. Самый миниатюрный – объемом 140 л с настройкой на 35 Гц. При удвоении его объема и прежней настройке АЧХ становится «злее», это американцы любят. Третий вариант – чисто эспиэльный. Для него фирма гарантирует кратковременную допустимую мощность 10000 Вт (нули пересчитайте, сделайте милость), при условии, что частота сигнала ни в коем случае не будет превышать 56 Гц. И вообще, для всех фазиков приведено предупреждение: при использовании этого типа оформления фильтр-«сабсоник» обязателен (что и мы тоже всегда говорили).

Расчеты по измеренным параметрам полностью подтвердили заводские рекомендации, и их мы дополняем парой-тройкой своих вариантов. Минимальный (и оптимальный для музыки) объем ЗЯ может составлять всего-то 65 литров. Прибавьте к ним еще 4 (это объем воздуха, вытесняемый магнитом и рамой) и получите сабвуфер, неправдоподобно компактный для головки такого дикого размера. Наиболее музыкальный ФИ выходит тоже невеликим, если не гнаться за американской мечтой в виде горба на 35 Гц. Объем 90 литров с низкой настройкой – и результатом станет АЧХ совершенно консерваторского типа. Для SPL все получается просто и ясно. Оптимальный объем – действительно 280 литров, мы проверили, а «боевая» частота выбирается настройкой на нее тоннеля. Семейство таких АЧХ приведено.

Ну а теперь о лежке дегтя. А вы знаете, дегтя-то нет. Не дослали дегтя оклахомские черти, совсем совесть потеряли. Цена? Да за эти деньги столько всего дают, и по количеству, и по качеству, что в пересчете на единицу меры – задаром. Хотя, вообще-то, это все же деньги. Даже с точки зрения требований к оформлению, где мы ожидали беды, ее не произошло, по компактности (в масштабах происшествия, конечно) SoloX обходит типичную «пятнашку». А во всем остальном обходит и самую нетипичную, да так, что не угнаться…

Параметры Тиля – Смолла

  • Заявка / Факт
  • Fs, Гц 22,18 / 24,3
  • Vas, л 177,61 / 174,2
  • Qts 0,281 / 0,272

Page-141-1

SoloX в разрезе (и в разобранном виде).

 

Page-141

 Фрагмент инструкции к SoloX, касающийся техники безопасности: «Приключения Палочного Сэма».

(по материалам журнала АвтоЗвук)

Добро Пожаловать на
Форум Автозвука »